4K-панель BOE GM98B-M с диагональю 98”
Автор: Фёдор ИЗМАЙЛОВ Ссылка на оригинал статьи на Salonav.com
Что выбрать для домашнего кинотеатра — телевизор или проектор? Над этим вопросом давно бьются синефилы всего мира, но однозначного ответа пока не нашли. Не так давно появился третий вариант — UST-проекторы с ALR-экраном. Но и он устраивает не всех. Предлагаем рассмотреть четвертый — профессиональный монитор с диагональю 98”.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ
Использование профессиональной техники для семейных развлечений — идея не новая. Обычно она возникает, когда бытовая по каким-то причинам не устраивает. К примеру, проектор исключается по каким-то сугубо личным предпочтениям (не желаю устраивать в комнате затемнение, вешать экран и т.д.), но при этом хочется иметь большое изображение — больше, чем могут предложить общедоступные телевизоры (экзотика вроде дисплеев microLED не в счет — технология еще очень сырая и непомерно дорогая). Очевидно, специалисты компании MMS Cinema, занятые построением заказных домашних кинотеатров, неоднократно сталкивались с подобными ситуациями, потому у них возникла идея применить в домашнем кино панель из сферы Digital Signage, где уже есть относительно доступные модели с диагональю 98” (и даже больше). А у нас появилась возможность познакомиться с таким аппаратом и примерить на него роль кинотеатрального дисплея.
Каждый четвертый цифровой терминал в мире построен на матрицах BOE.
О том, что такие большие панели присутствуют на рынке, конечно, знали. Но воочию столкнулись со столь большим экраном впервые. Впечатляет. Однако выбирать экран для домашнего кинотеатра следует спокойно и без эмоций, принимая во внимание все «за» и «против». В конечном итоге «взвешивать» их будет заказчик, наша задача — подготовить «гирьки» со знаками плюс и минус.
Весомая репутация
Многие до сих пор думают, что китайские производители только копируют западные образцы и на большее не способны. Эти представления давно устарели. Конечно, «Алиэкспресс» все еще изобилует товарами, сделанными на коленке в гараже или на фабриках с изношенным оборудованием и утомленными рабочими, но наш герой — совсем иного рода.
У матриц BOE нет засветок, которые свойственны всем IPS-панелям.
Компания BOE Technology Group Co., Ltd. (BOE) была создана в 1993 году и сейчас является одним из крупнейших в мире производителей цифровых дисплеев разных типов, обладающих мощнейшей производственной и технологической базой. Мировой лидер в производстве LCD-панелей. В последние годы считает приоритетным направлением разработку и производство оборудования для IoT («Интернет вещей»), а также «умной» медицинской техники. Каждый четвертый цифровой терминал в мире построен на матрицах BOE. В общей сложности фирма имеет более 70000 патентов, значительная часть из которых — международные. Последние шесть лет компания стабильно входит в десятку крупнейших держателей патентов в мире. Впрочем, для нас сейчас наибольший интерес представляет лишь одна из фирменных разработок BOE — технология LCD-матриц ADSDS (Advanced Super Dimension Switch).
Некоторые специалисты рассматривают её как улучшенную версию IPS. Действительно, у матриц этих типов много общего, но ADSDS — это совершенно самостоятельная и отдельно запатентованная технология ЖК-экранов, имеющая ряд серьезных преимуществ перед IPS.
Прежде всего, это значительно лучшая передача черного цвета (у IPS вместо него отображается серо-синий). У матриц BOE нет засветок, свойственных всем IPS-панелям. ADSDS-экраны имеют эффективное антибликовое покрытие с коэффициентом рассеяния 25% (у IPS — всего 1%), у них выше коэффициент светопропускания, поэтому они превосходят основного конкурента по яркости, точности цветопередачи и контрастности. У ADSDS меньше выражена направленность матрицы — формально в документации обозначены те же 178 градусов по вертикали и горизонтали, что и у других матриц, но в реальности хроматические искажения, возникающие при отклонениях от оптический оси экрана, у ADSDS практически не проявляются, чем не могут похвастаться панели других типов. Это значит, что даже при острых углах обзора картинка сохраняет правильную цветопередачу. Наконец, ADSDS-панели потребляют значительно меньше электроэнергии. Заметим, что все эти преимущества не остались незамеченными для отрасли: матрицы ADSDS используются во многих смартфонах, планшетах, телевизорах, компьютерных и профессиональных дисплеях самых разных брендов, хотя они зачастую и не указывают истинного производителя матриц.
Даже при острых углах обзора картинка сохраняет правильную цветопередачу.
Своего первого «монстра» — 4K UHD ADSDS-телевизор с диагональю 110” — BOE выпустила еще в 2012 году. Эта модель вошла в книгу рекордов Гиннеса как «Самый большой в мире LCD-телевизор». Как видим, в своем деле компания не новичок.
Дисплей. Просто дисплей
В ассортименте BOE — множество моделей на ADSDS-матрицах с диагональю 98” — есть там и полнофункциональные «умные» телевизоры, оснащенные эфирными тюнерами и работающими под Android. Но модель GM98B-M — это «чистый» монитор, единственным дополнением которому стал стереофонический звуковой тракт мощностью 2 х 15 Вт. Но, как и многие другие дисплеи для сферы Digital Signage, он допускает установку самых разных модулей расширения — это может быть компьютер с сетевыми интерфейсами и накопителями для контента, медиаплеер, видеопроцессор и т.д. Такой базовый монитор представляет немалый интерес для создателей домашнего кинотеатра, поскольку у него нет ничего лишнего, что не пригодится в системе (например, эфирные тюнеры), а все необходимое можно к нему добавить, причем требуемого класса. Интересен такой экран и нам, поскольку позволяет оценить качество показа самой панели, не «замутненное» хитрыми обработками, которые нередко улучшают технические характеристики, но лишают изображение естественности.
Матрицы ADSDS используются во многих смартфонах, планшетах, телевизорах, компьютерных и профессиональных дисплеях самых разных брендов.
Корпус монитора выполнен из нержавеющей стали. В шоу-руме MMS он был установлен на стене на продвинутом креплении, допускавшем перемещение аппарата во всех плоскостях. Казалось, он совсем легкий, хотя на самом деле его масса достигает 68 кг. При желании его можно разместить на стальных ножках — для них предусмотрены монтажные отверстия на нижней грани. К слову сказать, модель GM98A-M, которая отличается от нашего героя всего на одну букву, выполнена в корпусе из алюминия, а потому немного легче.
Никаких аналоговых входов видео у панели нет и быть не может — только по паре разъемов HDMI и Display Port, не считая интерфейсов управления. Интересная особенность модели — возможность выбирать режим работы HDMI-разъемов — в соответствии со спецификациями 1.4 или 2.0. Вероятно, «даунгрейд» интерфейса может понадобиться при необходимости использовать очень длинный кабель и возникновении помех.
GM98B-M – это «чистый» монитор, единственным «излишеством» которого является стереофонический звуковой тракт.
Изначальное предназначение монитора проявляется в наличии развитых многооконных режимов — экран можно делить и по вертикали, и по горизонтали, выводить дополнительную картинку в один из углов и т.д. Вполне возможно, это пригодится и в быту — скажем, для отображения экстренной информации из системы видеонаблюдения. Да мало ли еще чего.
Разграничение полномочий
Как и положено экрану этого типа, GM98B-M обладает чрезвычайно развитой системой коррекции параметров изображения. Традиционные режимы, которые у домашних дисплеев обычно выносятся на авансцену и даже снабжаются выделенными кнопками на пульте для быстрого доступа, здесь тоже есть, но запрятаны глубоко в меню, даже не на втором, а на третьем его уровне. Нам как бы намекают: не надо их трогать, не нужны они вам. На наш взгляд, это правильно. Хотя возможность запомнить пользовательскую комбинацию все же понадобится — чтобы сохранить результаты профессиональной калибровки по приборам — главным образом, для «сопряжения» с уровнем внешнего освещения в том помещении, где должен работать монитор. Необходимо это для получения максимально широкого диапазона яркостей — чтобы черный цвет был глубоким, а светлые элементы изображения яркими и чистыми. И чтобы ADSDS-панель могла себя показать во всей красе.
Самая важная настройка здесь — интенсивность подсветки матрицы (Backlight). Остальные параметры (яркость, контрастность, насыщенность цветов, оттенок, четкость и т.д.) нуждаются лишь в незначительной коррекции и позволяют довести картинку до совершенства. Пожалуй, единственной настройки, которой здесь нет и которой может не хватить некоторым специалистам — это коррекции гаммы.
При желании его можно разместить на стальных ножках – для них предусмотрены монтажные отверстия на нижней грани.
Своего масштабирующего устройства у монитора нет. И это не является недостатком, поскольку скейлер должен быть у любого достойного источника (плеера). В нашем распоряжении был проигрыватель Dune HD HD Max 4K, у которого все потенциально необходимые процессоры, обработки и настройки имеются. В обычных сетапах, скажем, из 4K-проигрывателя и проектора, подсистемы видеообработки дублируются, поскольку есть у обоих аппаратов. А это, кстати, очень недешевые модули. Использование «чистого» монитора позволяет избежать навязанной расточительности.
Привет от Голливуда
Как известно, появление в кинематографе «широких» форматов кадра — сначала 16:9, а затем 21:9 — было вызвано конкуренцией с телевидением: киноиндустрия искала «аттрактанты», способные привлечь публику в кинотеатры. Позже для этой цели ввели многоканальный звук. Как мы знаем, позже все эти фишки были благополучно позаимствованы у коммерческого кинотеатра производителями электроники, а явление миру домашнего кинотеатра стало своеобразным ответом на хитрости Голливуда. Тем не менее, проблема разных форматов экрана по-прежнему остается острой. И усугубляется еще больше цифровым анаморфированием, которое далеко не всегда правильно распознается техникой. Все это — к тому, что у GM98B-M нет функции переключения форматов экрана.
Монитор отображает то, что отправляет на него источник. С этой точки зрения, проигрыватель Dune HD HD Max 4K ни разу не подвел. Однако при показе видео в 21:9 сверху и снизу оставались темно-серый полосы — обидно. А если картина была в 4:3, то по бокам. И только видео с Netflix, выпускаемое стабильно в формате 16:9, радовало глаз и грело душу. Помнится, некоторые производители телевизоров пытались решить эту проблему с помощью разных «умных» режимов, но никому в реальности это так и не удалось. В системах с видеопроектором можно установить моторизованную маску для экрана — она будет закрывает пустые части изображения. В самых дорогих и совершенных — особые оптические насадки, разворачивающие сжатое изображение 16:9 на весь экран формата 21:9. Но с монитором придется с этой проблемой свыкнуться, благо ADSDS-матрица не выгорает. Кстати, ресурс светодиодов подсветки у BOE значительно больше, чем у большинства LCD-телевизоров — порядка 50000 ч (обычно — 30000 ч). А если уровень подсветки уменьшен в настройках, то и того больше.
Самая важная настройка здесь – интенсивность подсветки матрицы (Backlight).
Пожалуй, единственный «грузик» с минусом, который можно положить на весы выбора — это отсутствие у панели поддержки HDR. Да и то не слишком тяжелый. Будем откровенны: требованиям этой технологии в полной мере соответствуют лишь очень немногие дисплеи. В основном — специализированные, с реальной яркостью порядка 1000-2000 нит и высоким нативным соотношением контрастности, достигаемым обычно за счет сложных систем динамической многозональной подсветки. Стоят такие мониторы безумно дорого. На большинстве общедоступных дисплеев HDR не дает кардинальных качественных преимуществ. Не раз в этом убеждались, сравнивая старые фильмы на простых Blu-ray с новейшими релизами на UHD Blu-ray — да, разница в детализации бросалась в глаза, а вот по проработке деталей в тенях и светах преимущества HDR не были очевидными, не говоря об эмоциональном восприятии картинки — часто оно бывало более сильным на старых фильмах.
А теперь о главном. Мы не проводили инструментальную калибровку — настроили монитор на глаз непосредственно по фильмам, которые неоднократно смотрели на самых разных дисплеях, включая топовые видеопроекторы. И получили в итоге на удивление кинематографичную картинку — комфортную, глубокую, правдоподобную (если создатели картины на это рассчитывали). Где это соответствовало замыслу — броскую и эффектную (к примеру, в рождественской короткометражке «Стражей Галактики»).
Использование «чистого» монитора позволяет избежать навязанной расточительности.
Конечно, все познается в сравнении: топовый видеопроектор стоимостью в 2-3 раза дороже монитора BOE в полностью затемненном зале, вероятно, произведет более сильное впечатление. Но если в доме нет свободной комнаты для такого зала, да и бюджет на его создание вызывает неприятные эмоции, то и сравнивать незачем.
BOE GM98B-M
Производитель: BOE (КНР)
www.boe.com
Диагональ экрана: 98” || Разрешение матрицы: 3840 x 2160 || Формат экрана: 16:9 || Тип матрицы: ADSDS || Частота обновления, Гц: 60 || Яркость, кд/м2: 500 || Соотношение контрастности: 1200:1 || Углы обзоры (по вертикали/горизонтали): 178°/178° || Встроенная акустика: 2.0 (2 х 15 Вт) || Поддержка HDR: нет || Коммутация: 4 x HDMI v.2.0/1.4, 2 х DP, 1 x ВЗ (выход) || Интерфейсы управления: 2 х RS232 || Потребляемая мощность, Вт: ≤ 550 || Потребляемая мощность в режиме ожидания, Вт: 0,5 || Габариты, мм: 2190 ×1255 × 80 || Ширина рамки, мм: 12,8 || Масса, кг: 68 || Совместимость с WESA: 800 ×400 || Цена: по запросу
Специалисты компании MMS ответят на любые вопросы, касающиеся всего ассортимента продукции.
Компания «ММС» – официальный дистрибьютор продукции BOE
на территории Российской Федерации