Акустические системы KEF R3 Meta
Автор: Николай ЕФРЕМОВ Ссылка на оригинал статьи на Salonav.com
Можно только поприветствовать стратегию компании, которая переносит дорогие технологии и конструкторские решения из флагманских моделей в более доступные. Это непросто, поскольку с одной стороны, инновации приходится упрощать, а с другой — нельзя выплеснуть с водой и ребёнка.
Сегодня мы рассмотрим именно такой случай — в стендовых мониторах R3 Meta есть несколько хитростей, позаимствованных у систем старшей линейки Reference Meta.
СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА
Собственно говоря, для аудио индустрии такая ситуация довольно типичная: сначала разработчики в ходе дорогостоящих исследований находят решение, способное повысить качество звучания элитных моделей, а затем придумывают, как его адаптировать к изделиям попроще. Впрочем, применительно к технологии Meta это оказалось совсем непросто, поскольку её внедрение потребовало изменения сложной конструкции коаксиальной сборки Uni-Q, которая оптимизировалась и буквально вылизывалась в течение сорока с лишним лет. Именно поэтому разница в цене одних и тех же моделей KEF серий R и R Meta столь велика.
Довесок к эталону
За те годы, что мы имеем дело с акустическими системами KEF, излучатель Uni-Q был неоднократно описан с малейшими подробностями. Поэтому ограничимся лишь принципиальными моментами для понимания, что такое Meta и почему эта технология легла в основу четырёх акустических линеек.
Итак, коаксиальный модуль Uni-Q, в котором на единой акустической оси установлен твитер и среднечастотник, является, по сути, идеальным источником с когерентным излучением. Это очень важно для слухового восприятия, поэтому инженеры KEF совершенствуют свою конструкцию с 1989 года. Задача и в самом деле непростая, поскольку излучатели не должны влиять друг на друга, а от сборки в целом требуется широкая диаграмма направленности во внешней среде. Со временем всего желаемого удалось достичь, и на 12-м поколении Uni-Q можно было бы остановиться, но британские инженеры нашли путь для дальнейших улучшений.
В обычном случае заднее излучение твитера рассеивается во внутреннем объёме акустической системы и никаких проблем не создаёт. Но в Uni-Q позади твитера находится магнитная система среднечастотника, и отражённые от неё звуковые волны с некоторой задержкой возвращаются к куполу с обратной стороны. Эффект не слишком заметный на слух, но на прозрачность верхнего диапазона всё же влияет. В конструкции Uni-Q Meta используется элемент из абсорбирующего звук метаматериала (MAT), созданного инженерами KEF и специалистами Acoustic Metamaterials Group. Это круглая пластина с тщательно продуманной системой лабиринтов, в которой каждый канал эффективно поглощает звук с определенной частотой. Пластина устанавливается за твитером и абсорбирует 99% его заднего излучения. До недавних пор это считалось невозможным, поскольку эффективность стандартных звукопоглощающих материалов не превышает 60%.
Как уже упоминал выше, для установки этого элемента пришлось изменить конструкцию модуля Uni-Q.
В трёхполосной модели R3 Meta установлен именно такой излучатель, состоящий из 5-дюймового среднечастотника, в центре которого закреплён дюймовый твитер. Работает этот тандем в полосе 420 — 58 000 Гц (верхнее значение — по -6 дБ).
Внешнее кольцо Shadow Flare, продолжающее конический профиль излучателя Uni-Q, первоначально было разработано для моделей старшей серии Reference Meta. Оно выполняет функцию волновода, формирующего диаграмму направленности излучателя, и минимизирует дифракцию, возникающую на краях лицевой панели при большой громкости.
Внешнее кольцо Shadow Flare, продолжающее конический профиль излучателя Uni-Q, первоначально было разработано для моделей старшей серии Reference Meta.
Нижний регистр озвучивает 6,5-дюймовый драйвер с диффузором, имеющим форму вогнутой полусферы и структуру сэндвича. Внешний алюминиевый слой обеспечивает жёсткость, а внутренний, из целлюлозы — необходимое демпфирование. Стойкость к деформациям позволяет диффузору работать в поршневом режиме при больших амплитудах во всей НЧ-полосе, от 38 до 420 Гц.
В моделях R Meta порты фазоинверторов выполнены из эластичного полимера, а форма раструбов рассчитывалась по законам гидродинамики, что в совокупности позволило не только избежать механических резонансов, но и избавиться от турбулентных шумов. Кроме того, в комплекте имеются короткие поролоновые трубки и заглушки, позволяющие адаптировать бас к конкретным условиям прослушивания.
При построении корпусов R3 Meta, несмотря на их компактные размеры, были приняты меры для борьбы с вибрациями и резонансами. Для этого применяется фирменная технология связанных слоёв (Constrained Layer Damping), а также система внутренних распорок, устраняющая колебание стенок при работе драйверов.
Для серии R были также разработаны необычные грили — не тканевые, а в виде тонких листов из нескольких слоёв микроволокна. Напротив каждого излучателя проделано 1801 отверстие, чем и обеспечивается акустическая прозрачность. Мониторы с такими грилями выглядят очень стильно.
В моделях R Meta порты фазоинверторов выполнены из эластичного полимера, а форма раструбов рассчитывалась по законам гидродинамики.
Линейка R Meta выпускается в ореховом шпоне (на фото), чёрном и белом лаке, а модель R3 Meta — и в эксклюзивной версии Indigo Gloss Special Edition.
Специально для этой модели были разработаны стойки S3, к которым мониторы жёстко крепятся винтами. В вертикальной «ноге» имеется канал для скрытой прокладки акустического кабеля.
Отправная точка
Испытательная система в этот раз предельно лаконична: CD-проигрыватель Primare CD15 Prisma и интегральный Primare i15 мощностью 2 х 100 Вт на 4 омах. Акустические системы размещались на собственных стойках S3. Площадь комнаты около 50 кв. метров.
Поскольку источник у нас сетевой, подключен к LAN по витой паре, начинаем с воспроизведения HD-файлов. Первое, к чему начинаешь прислушиваться, конечно, к диапазону, в котором работают UniQ, ведь именно в их модернизацию разработчики вложили столько времени и средств. И если раньше эта сборка по характеру излучения была почти точечным источником, то теперь все «почти» можно смело отбросить. Полное ощущение, что работает широкополосный динамик с абсолютно линейным тональным балансом от нижней середины до самых верхних воздушных составляющих. Что, прежде всего сказывается на передаче тембров, благодаря чему ухо не улавливает ни малейших отклонений в звучании голосов и инструментов. И это при том, что количество нюансов звучания просто феноменальное, но восприятию это не мешает, поскольку все подробности исключительно музыкальные. R3 Meta уверенно показывают отличия в звучании файлов с разным разрешением. Но главное, что в самом важном для нашего слуха диапазоне нет ни резкости, ни жёсткости, поэтому слушать можно долго не уставая. А воздух — есть, и его достаточно, чтобы создать живую атмосферу в комнате прослушивания.
Полное ощущение, что работает широкополосный динамик с абсолютно линейным тональным балансом от нижней середины до самых верхних воздушных составляющих.
Ещё один важный момент — фантастически ширина звуковой сцены. В качестве эксперимента мы разносили стойки с мониторами метров на шесть, и никакой пустоты в центре не ощущалось. Более того, получался интересный эффект: передний план широченный, а положение каждого инструмента, каждого звука в нём чётко фиксировался на слух. И не только по ширине, но и по глубине. Вот что значит точечный излучатель!
При воспроизведении CD сцена более заметно стянута к центру, зато перспектива в третье измерение ощущается более явно. Сочетание 3D диорамы с правдивостью в передаче тембров производит сильное впечатление.
Как и в «обычной» модели R3, убедительность нижнего регистра здесь обусловлена солидным объёмом корпуса и довольно низкой настройкой фазоинверторов. При это даже самые основательные по глубине ноты воспроизводятся чисто, без призвуков. 6,5-дюймовые драйверы достаточно скорострельны, чтобы отчётливо выдавать быстрые серии ударов. Если порты заглушить поролоновыми вставками, самые нижние составляющие заметно ослаблены, но ни энергетика удара, ни напористость баса не страдают. Отличный вариант для небольших комнат.
В качестве эксперимента мы разносили стойки с мониторами метров на шесть, и никакой пустоты в центре не ощущалось.
Общая динамика и перегрузочная способность мониторов тоже впечатляют — можно слушать и рок, и классику с оглушительной громкостью без искажений и потери разборчивости.
Не удивительно, что при описанном выше характере звучания R3 Meta оказались абсолютно универсальными с точки зрения жанровых предпочтений. И это, на мой взгляд, самое важное.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Primare CD15 Prisma
- Интегральный Primare i15
- Кабели:
- межблочный Kimber Kable Select
- акустические Kimber Kable Bifocal XL 2м
- сетевые Kimber Kable PK 10 Base
KEF R3 Meta
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 38 — 58 000 Гц (-6 дБ) || Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ: 30 Гц || Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м) || Частоты раздела полос: 420, 2300 Гц || Номинальное/минимальное сопротивление: 4/3,2 Ом || Максимальное звуковое давление: 110 дБ || Рекомендуемая мощность усилителя: 15 — 180 Вт || Нелинейные искажения в полосе 90 Гц — 20 кГц: <0,5% (90 дБ, 1 м) || Варианты отделки: белый и чёрный лак, орех, индиго под лаком || Габариты с подставкой: 422 x 200 x 312 мм || Масса (одной): 12,4 кг || Цена за пару: 239 990 руб., стойки 56 690 руб.