Обозреватель издания Гарри МакКеррел (Harry McKerrell) выбрал девять самых ярких изобретений в области аудио, сделанных британцами в Британии.
Автор шутит, что жителю Соединённого Королевства может не поздоровиться, если он вступит в спор о том, «кто лучше», с гражданином Соединённых Штатов, ведь именно в США были разработаны первые магнитофон, усилитель, наушники и акустическая система. Тем не менее, Великобритании тоже есть чем гордиться – например, изобретением микрофона, движущейся звуковой катушки, стереофонического звука и электростатического громкоговорителя.
В перечень подобных достижений, во многом определивших развитие аудиоотрасли, эксперт What Hi-Fi?, к нашей радости, включил и новый метод проектирования акустических систем – с помощью компьютерного анализа. Новый, разумеется, для 1973 года, когда он впервые был применён инженерами компании KEF… Первым громкоговорителем, созданным для массового рынка с использованием этого метода, стала модель Reference 104. Название – Reference – говорило о том, что каждый элемент конструкции каждой изготовленной колонки полностью соответствовал «идеалу», созданному в лаборатории KEF. Первый компьютер компания «одолжила» в 1971 году у Hewlett-Packard; то, насколько полезным оказалось это устройство, побудило руководство компании вложить средства в покупку в 1975 году собственного частотного анализатора (анализатора Фурье) производства той же HP. Модель Reference 104aB появилась уже через год: она оснащалась кроссовером, разработанным с учётом взаимодействий между ним и драйвером; а чтобы выяснить, как же происходит это взаимодействие, инженеры компании создавали простые машинные имитации, то есть занимались вычислительным моделированием.
На фото – ещё одна акустическая система KEF, Reference Model 105, тоже выпущенная в 1976 году и тоже разработанная с помощью компьютера. Это был модульный трёхполосный громкоговоритель, каждый динамик которого находился в отдельном сильно задемпфированном корпусе. Внизу располагался 12-дюймовый басовик – в полностью закрытом корпусе объёмом 70 литров; наверху – среднечастотник B110 и твитер T52. Модель получилась удачной и пережила несколько реинкарнаций; одной из фирменных акустических систем, созданных на её базе, стала KEF 105/3, признанная одной из лучших разработок KEF за всё время существования компании…
В перечень, составленный редакцией What Hi-Fi?, попала и ещё одна разработка KEF – технология MAT, суть которой заключается в поглощении особым метаматериалом (искусственно созданным материалом с заранее заданными свойствами) – причём поглощении очень эффективном, до 99% – нежелательных звуковых отражений в диапазоне от 620 Гц до 40 кГц, возникающих с тыловой стороны динамика.
Инженеры KEF стали использовать такой материал (он имеет лабиринтообразную структуру, и каждое «ответвление» лабиринта поглощает звуки разной частоты), размещая его позади фирменного твитера Uni-Q. Результаты оказались ошеломительными; технология завоевала несколько наград; сами эксперты What Hi-Fi? признали акустическую систему KEF LS50 Meta (первую, где была применена технология MAT) лучшим продуктом 2022 года в категории: «Лучший полочный громкоговоритель в своей ценовой категории».
Удивительно, но даже в датах есть определённый символизм: использовать компьютерное моделирование для проектирования акустических систем в KEF начали в 1973 году, технологию MAT впервые применили почти полвека спустя. Что ещё может настолько же ярко свидетельствовать о том, что KEF – всегда «на острие» технологий, всегда впереди других, всегда в поиске совершенства?
Официальный дистрибьютор продукции KEF в России – компания MMS Cinema: https://mms-cinema.ru.
Подписывайтесь на нас в Telegram (t.me/mms_cinema) и ВКонтакте (vk.com/mms_cinema). / KEF Russia