Тест стримингового усилителя IOTAVX MA3:
Документально подтвержденная оптимальность
Автор: salvador_arana Ссылка на оригинал статьи на сайте Stereo.ru
Сейчас же как повелось? Если хочется все и сразу, то оно должно быть как минимум в одном корпусе, а как максимум — еще и стоимость иметь такую, чтобы на достойную акустику осталось. И с такими запросами можно взглянуть на IOTAVX MA3, который сделан будто по запросу меломанско-аудиофильского сообщества: есть все, и все это — в одном, и остальные пункты тоже соблюдены.
Нормальный посыл
«Ломаем устои и представляем вам такой Hi-Fi, которого вы еще не видели!» — сказали нам в 2016 году британцы, когда открывали проект под названием IOTAVX. Наверное, они в то время думали, что времена настали непростые и нужно что-то делать, чтобы выручить брата-меломана, но так, чтобы повсеместно, а не локально.
И начали они вовремя, потому что, как показывает история, если хочешь что-то сделать, выпустить или приобрести, то нужно делать это прямо сейчас, потому что будущее туманно, и единственный аспект, по которому оно предсказуемо — это рост материальных вложений.
Так началась история IOTAVX, и уже можно судить, что все у них прошло гладко, потому как ассортимент растет, уже имеющиеся продукты продолжают выпускаться, да и на выставках внимание они все привлекают и привлекают.
С другой стороны, всегда найдутся ценители не звука, а вопросов о звуке: «а из чего?», «а где?», «да неужели?». Пресс-релизы компании постарались сразу это все учесть и ответить на большинство вопросов прямо и так, чтобы их больше не возникало. Например, на вопрос: «Где вы производите свои компоненты?», они отвечают прямо: «Не скажем».
Но там же можно повстречать упоминание, что компания не ставила за цель изобретать что-то новое или перевернуть всю эту закостенелую техно-индустрию. Она просто хотела заработать, но не единичными продажами, а предложением какого-то своего видения оптимальности соотношения и цены, и качества, и звука.
И если самые заядлые энтузиасты и любители громких разоблачений снимут защитный кожух с компонента IOTAVX, то в некоторых из них получится обнаружить узлы, которые уже где-то встречались.
А может и не получится, тут 50 на 50, потому как есть определенная унификация производства, оптимизация затрат и прочие современные техпроцессы, которые при грамотном подходе дают возможность не только содержать компанию и зарабатывать, но и делать продукт, за который потом не придется оправдываться на форумах.
Нормально делай — нормально будет
IOTAVX MA3, кажется, именно из этой категории. Он не требует ни защиты, ни оправдания, потому что выступает в том сегменте, где просто надо брать. Но не будет ли такой шаг слишком опрометчивым? Понятно, что на бумаге все написано красиво: это интегральный усилитель, это ЦАП, это стример с управляющим приложением, и вообще все у него хорошо.
По факту же у будущего владельца могут возникнуть вполне оправданные опасения: а почему так дешево? Это послужит первым толчком, за которым может последовать цунами из горького опыта, своего и других, которые пытались таким образом построить Hi-Fi систему, но что-то обязательно шло не так. «Наверняка приложение для смартфона тормозит… А если не тормозит, то, значит, звука нет, потому что все бюджеты ушли на приложение… А если звук есть, то…»
Ну, что-нибудь еще найдется — мы же любим думать о плохом. И не любим верить, что бывает все пусть и не идеально, но хотя бы просто в порядке, и просто вполне себе. Когда слушаешь, смотришь, а потом пожимаешь плечами и говоришь: «Ну, да, а чего это я разошелся так… Все ведь нормально».
Нормальная схемотехника
Это интегральник в классе AB — стоит сразу сказать, чтобы обозначить категорию интересов. В его основе лежит тороидальный трансформатор, которому приходится питать все, что заботливые инженеры поместили в этот небольшой корпус.
В выходных каскадах стоят транзисторы 2SD1047/2SB817 от Inchange Semiconductor, которые дают на выходе 51 Вт мощности на канал при нагрузке 8 Ом. Общая мощность получается примерно 102 Вт, при этом тор потребляет в пике 300 Вт. Очень предусмотрительный шаг от британских инженеров — дать этому бюджетному усилителю такой запас мощности.
Дальше ЦАП: его построили на двухканальном чипе ESS Sabre ES9018K2M с 32-битной архитектурой HyperStream. Тут все оставили, как есть, чтобы хайрезы из коллекции звучали как надо: не запретили этому ЦАПу декодировать материал до 32 бит/384 кГц и даже DSD256.
Вся эта схема напрямую завязана со стриминговым модулем, который компания IOTAVX не стала изобретать, а просто взяла готовое, проверенное и надежное решение на популярной платформе LinkPlay.
Ее аппаратная часть — это модуль LinkPlay A98M-22 v02 с 64-битным процессором Amlogic A113X и оперативной памятью DDR4 объемом 512 Мб. Много серьезных цифр уже на этом этапе должны вас убедить, что все это работает плавно и быстро.
Дополнительное преимущество этого модуля кроется в его кроссплатформенности, потому как услугами LinkPlay пользуются WiiM, Premiera, Harman Kardon, Marshall, JBL, Magnat, Vifa, Edifier и даже ARYLIC. В общем, если вам захочется организовать мультирум, то вы не будете ограничены одним брендом — выбрать есть из чего. К тому же, есть и выбор управляющих приложений, которые отличаются в деталях. Например, можно использовать WiiM Home от LinkPlay или Audio System от IOTAVX.
Развитой получилась и «внешняя» сторона этой стриминговой платформы. Для доступа к сети она использует Wi-Fi 2,4/5 гГц или же порт Ethernet. Это открывает доступ ко всем возможным стриминговым сервисам, которых в приложении даже с избытком, учитывая нашу геопозицию: Spotify, Tidal, Napster, Qobuz, Deezer, интернет-радио — это немногое из того, что удалось запомнить.
Дополнительно на IOTAVX MA3 можно доставлять контент с помощью AirPlay2, UPnP/DLNA, а также с посредством модуля Bluetooth 5.0, который поддерживает кодеки aptX, aptX HD и AAC. А если компонент все-в-одном в конце концов не сможет победить ваши ретроградные настроения, то можно подключить флешку или жесткий диск через разъем USB. Но это здесь даже лишнее, потому как управляющее приложение видит все локальные сервера в сети и быстро подхватывает их контент.
В конце концов, здесь установлен модуль ММ- и даже MC-фонокорректора, который совсем не оставляет шансов предъявить в сторону MA3 хоть какие-то претензии по оснащению.
Нормальный дизайн
Да, он вполне нормальный, и даже симпатичный в своей лаконичности. Здесь тоже обошлось без откровений и патентов, IOTAVX MA3 просто сделали таким, чтобы он смотрелся как вполне себе рядовой Hi-Fi, без заскоков и наворотов. Всегда черный цвет, без возможности выбрать — ну и ладненько, не велика потеря.
На лицевой панели в левом углу уже узнаваемый логотип, ниже — стандартная для всех компонентов IOTAVX кнопка питания с подсветкой. Здесь же видим выход на наушники, а в центре панели большое черное окно, которое скрывает за собой дисплей меньшего, чем окно, размера.
Хитрое решение, но по дизайну вышло эффективное, работает как визуальный левел-ап для компонента. В это же окошко поместили порт USB A, правее от него — функциональные кнопки и регулятор громкости с круговой подсветкой. И, конечно, в комплекте есть пульт ДУ — мало ли, пригодится.
Верхняя панель — с развитой вентиляцией, а задняя — с развитой коммутацией. Для подачи цифрового сигнала на ЦАП есть коаксиальный, оптический и LAN-порты. Для подключения аналоговых девайсов есть пара RCA и вход на фонокорректор. И выходы есть аналоговые: это выход на запись, выход с преда и отдельный выход на сабвуфер.
Ненормальный звук
Для теста IOTAVX MA3 взяли две пары акустики: небольшие напольники KEF Q550 и большие полочники KEF R3. А контентом он сам себя в силах обеспечить, здесь никто не понадобился. И начнем, пожалуй, с густого аудиофильского коктейля от Oscar Peterson Trio с треком «You Look Good To Me».
Картинка складывается нейтральная, детальная и прилично-хайфайная. Не требуется никакого напряжения или концентрации, чтобы понять статус этого звука и его характера. И даже кажется, что для этого сегмента, для такого устройства с самым широким спектром выполняемых задач, это как-то ненормально.
Потому что усилитель показывает свой характер, сразу демонстрирует все свои качества, но колонки все же придется заменить, потому что раскачать KEF R3 — это вам не флаки с сетевой библиотеки таскать (хотя это тоже нужно уметь). Нехватка тока сказалась на качестве НЧ, и доподлинно известно, что R3 умеют рисовать более красивые ВЧ.
С KEF Q550 все меняется и звуку достается еще больше хайфая. Настолько, что даже вспоминаются мифы и легенды про тот самый породистый британский звук. Конечно, пород звука в Британии много, но если перебрать ключевых игроков, то можно выделить два условных направления: «душевность» и «точность». IOTAVX наверняка выбрали второй вариант развития звука, что вполне ожидаемо.
Душевность в этом ценовом диапазоне можно только имитировать, что сразу бросается в ухо опытному слушателю. А достичь точности, детальности, открытого и ясного звука — это можно, это прямо сейчас и происходит. При этом звук панчевый, динамичный, с искоркой и перчинкой, которые можно интерпретировать как своеобразную замену глубине обертонов. В конце концов, MA3 стоит всего 70 тысяч, и кажется, что мы и так слишком глубоко забрались в разборе звука.
Но можно упомянуть еще трек «Птицы» от Marytale, чтобы понятнее стало по поводу обертонов. У этой девушки чувственный вокал, и с IOTAVX MA3 слышно, что приоритет отдается точности его отработки. Нельзя сказать, что мы что-то теряем, потому что потерять можно только голову, если ненормированно слушать подобную музыку.
Перед слушателем открывается просторная сцена с хорошей балансировкой и перевесом в микроконтрасты. На выручку приходит бас: плотно, на удивление контролируемо и глубоко, он создает такую фоновую конструкцию, на которой все остальные качества MA3 смотрятся как логичные и понятные.
Да и в целом, когда от подобного компонента слышишь не просто хайфайный, а с заделом на аудиофилию звук, сразу думаешь: разве это нормально? А если нормально, то почему все так не делают?
Выводы
Значит, теперь это нормально. По крайней мере, в рамках бренда IOTAVX на такую нормальность можно рассчитывать. И теперь понятно, почему IOTAVX MA3 в 2023 году на Hi-Fi & High End Show получил премию «Top High End» в категории «Оптимальное Соотношение Цены, Качества и Набора Потребительских Функций». Оптимальный — по-другому и не скажешь.
Слушаешь усилитель — и понимаешь, что в описании не соврали. Вот тебе 51 Вт — и ни ваттом больше, так что не стоит давать ему акустику, которую не всегда могут раскачать и стоваттные модели. Вот тебе сетевые возможности от проверенной платформы — и никакого заискивания насчет собственных уникальных разработок. Все честно, и этим подкупает.
-
звук, функционал и цена — редкий баланс качеств в данном ценовом сегменте
- при такой стоимости их нет
- 69 990 рублей
- Количество каналов: 2
- Класс усиления: AB
- Номинальная выходная мощность: не менее 2 x 51 Вт (8 Ом)
- Демпинг-фактор: более 200 / 8 Ом
- Частотный диапазон: 10 Гц - 40 кГц, плюс/минус 0,5 дБ
- КНИ (THD N): 1 ватт / 8 Ом < 0,013%
- Потребляемая мощность: до 300 Вт
- ЦАП: ES9018K2M Sabre, 32 бит / 384 кГц, DSD256
- Сетевые возможности и мультирум: платформа LinkPlay (AirPlay2, DLNA, интернет-радио (vTuner), Spotify, TIDAL, Napster, Qobuz, Deezer), WiFi 2.4 ГГц и 5 ГГц, Bluetooth 5.0 (aptX, aptX HD и AAC)
- Аналоговые входы: 2 х RCA, 1 х RCA ММ / MC-фонокорректор
- Аналоговые выходы: 1 х 6,3 мм для наушников, 1 х RCA для записи, 1 х RCA с предусилителя, RCA регулируемый на сабвуфер, 1 х 3,5 мм триггерный выход (12 В)
- Цифровые входы: коаксиальный S/PDIF, оптический (Toslink) — с разрешением до 24 бит / 192 кГц; USB-A, Ethernet
- Габариты (ШxВxГ): 430 x 115 x 300 мм
- Масса: 10 кг