Автор: Николай ЕФРЕМОВ Ссылка на оригинал статьи на сайте SALON AV.com
За двадцать с лишним лет через нашу редакцию прошло великое множество фонокорректоров, но столь оригинального подхода к конструированию, как в Steelhead RC, мы ещё не встречали. Необычные для бытовой техники решения позволили создателям этой модели добиться универсальности и расширенного пользовательского сервиса в ламповом тракте.
Но удалось ли это сделать, не жертвуя качеством звучания?
ВОИНСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИСТ
Стиль техники Manley Laboratories мне всегда импонировал — при типично студийном дизайне (в ассортименте компании есть и такой сегмент) она прекрасно смотрится и в домашней стойке. Второй атрибут, характерный для профессионального оборудования — тщательно продуманная функциональность, надёжность и простота в обращении.
Но обо всём по порядку. Универсальность Steelhead RC обусловлена способностью работать с широким набором ММ и МС головок, возможностью использования в качестве линейного предусилителя с регулировкой громкости и набором пользовательских опций, о которых расскажу ниже.
Трансформатор на никелевом сердечнике в тройном экране, собственное изобретение Manley Labs, изготавливается на фабрике компании.
В режиме MC сигнал поступает на повышающий автотрансформатор с пятью отводами, обеспечивающими для головки нагрузочный импеданс 25, 50, 100, 200 и 400 Ом. Трансформатор на никелевом сердечнике в тройном экране, собственное изобретение Manley Labs, изготавливается на фабрике компании. Обмотки коммутируются с помощью набора миниатюрных реле, при этом коэффициент трансформации может варьироваться от 2 до 12. Такое решение позволило радикально улучшить отношение сигнал/шум — этот параметр для головок ММ и МС отличается всего на 2 дБ (-86/-84 дБ соответственно). В корректорах на полупроводниках для разгона сигнала с МС включается дополнительный каскад усиления, который неизбежно прибавляет более 6 дБ шумов на выходе.
Нагрузка для ММ-головок задаётся набором резисторов 25, 50, 100, 200 и 47000 Ом, а входная ёмкость и для ММ, и для МС — в пределах 10 — 1100 пФ с шагом 10 пФ. И всё это выбирается не потайными DIP-переключателями, а поворотными селекторами на лицевой панели корректора. Все сигнальные связи между платами, разъёмами и трансформаторами выполнены кабелями Synergistic Research с серебряными экранами.
Ещё один интересный момент: первый этап усиления реализован на каскоде, в первом «этаже» которого установлен малошумящий JFET (полевой транзистор), а во втором — половинка двойного триода 6922. Как уверяет Митч Марголис, разработчик схемы, кремниевая структура в таком включении на звук не влияет, но позволяет заметно снизить уровень шумов. Кроме того, меняя режимы транзистора, можно задавать усиление каскада в пределах +/-5 дБ. В целом же Steelhead RC для головок с разной отдачей предусматривает установку усиления 50, 55, 60 и 65 дБ.
Как уверяет Митч Марголис, разработчик схемы, кремниевая структура в таком включении на звук не влияет, но позволяет заметно снизить уровень шумов.
После входного каскада сигнал подаётся на довольно мощную лампу 7044 — на ней организована пассивная RIAA коррекция LCR (дроссель — конденсатор — резистор) с буфером для фиксированного выхода. Ещё один двойной триод 7044 включен повторителем Уайта с низким выходным сопротивлением. Перед этим каскадом установлен регулятор громкости Noble, а усиленный по мощности сигнал в каждом канале выдаётся на пару гнёзд RCA. Для блокировки постоянного напряжения используются огромные конденсаторы Multicap RTX ёмкостью 30 мкФ. Перегрузочная способность корректора — порядка 26 дБ.
Теперь о дополнительном сервисе. Около регулятора громкости выстроена линейка подсвечиваемых кнопок: SLEEP переключает Steelhead в режим сна с низким энергопотреблением, LINE превращает корректор в линейный предусилитель, SUM объединяет каналы при прослушивании моно пластинок, DIM уменьшает усиление на 25 дБ, а MUTE — до нуля.
Внешний блок питания компактнее, чем корректор, но тяжелее — 8,2 кг против 6,8 кг. Внутри солидный сетевой трансформатор, анодный дроссель, и несколько стабилизаторов для вспомогательных цепей корректора. В том числе и для питания процессора, который обеспечивает режим прогрева ламп и безопасность коммутации (сбрасывает уровень при переключениях). Набор 300-вольтовых сглаживающих конденсаторов Cornell Dubilier расположен рядом с потребителем, т.е. в корпусе корректора.
Примечательно, что Steelhead извлекает из пластинок не звук, а музыку, как бы оставляя за кадром недостатки самого формата.
Всего же к Steelhead одновременно можно подключить три проигрывателя — два с МС-головками и один с ММ. Для каждого оптимальные входные параметры задаются индивидуально.
Входы и выходы каждого канала на задней панели максимально разнесены в соответствии с принципом двойного моно, который прослеживается и во внутренней компоновке аппарата.
Литеры RC в названии модели (кстати, steelhead, стальная голова — разновидность речной форели) означают Remote Control, но крупный пульт с 9-вольтовой батарейкой только регулирует громкость.
Мы решили: раз корректор ламповый, то и в остальном тракте транзисторам делать нечего. Поэтому был задействован интегральный усилитель S.A.Lab Blackbird в связке с напольной акустикой ProAc Carbon Pro 6. Источник — проигрыватель Michell Orbe SE с тонармом SME IV и МС-картриджем Lyra Helikon.
Новый Steelhead перед прослушиванием нужно погреть 2 — 3 часа, за это время в его звучании происходят радикальные изменения. Прежде всего, выравнивается тональный баланс и прорезается недюжинная динамика, особенно в нижнем регистре.
В звучании нет вуали, оно буквально отмыто до блеска, вокал на хороших записях голографичен, правдоподобен по тембру и нюансам артикуляции.
Но сначала имеет смысл поэкспериментировать с настройками — подобрать на слух оптимальную нагрузку для головки. Делать это удобно, «на лету» селекторами на лицевой панели.
Сам корректор не шумит, поверхностные шумы и треск пластинок не подчёркивает. При этом прекрасно передаёт микродинамические нюансы — они придают звучанию породистую утончённость, которая редко проявляется в полупроводниковых схемах. Примечательно, что Steelhead извлекает из пластинок не звук, а музыку, как бы оставляя за кадром недостатки самого формата. Причём этот эффект проявлялся так: человек заходит в комнату прослушивания по своим делам, и тут же — «Ух ты, что это у вас играет?». При том, что ни яркого звона, ни какого-то дискотечного баса система не выдавала, всё было очень ровно и сбалансированно.
Вау-эффект обусловлен лёгкостью и чистотой воспроизведения, в котором от инфра баса до самых верхних обертонов (у ProAc Carbon Pro 6 ленточные твитеры) каждая нота не просто чётко прорисована, но и наполнена какой-то внутренней силой. Тут сказывается и молниеносная атака, и колоссальная динамика на пиках уровня (удар по тарелкам просто фантастический) и плотное заполнение сцены. На концертнике Supertramp, «Paris» передаётся и масштаб зала, и пространственные эффекты, подчёркивающие объём звукового поля.
В звучании нет вуали, оно буквально отмыто до стального блеска, вокал по-настоящему голографичен, правдоподобен по тембру и нюансам артикуляции. Музыка течёт плавно, звуковая картина не дробится на мелкие составляющие, а воспринимается как некий единый сплав. Энергетика при этом на уровне — даже на небольшой громкости ощущается «заряженность» каждого аккорда, каждой ноты.
Разница между фиксированным и регулируемым выходами незначительная, но она всё же есть. Во втором случае характер звучания немного зависит от положения ручки громкости — чем ближе к максимуму, тем чётче прорисованы образы в сцене и прозрачнее обертоны тарелок. В любом случае неизменными остаются и объём, и динамика, и насыщенная середина с богатыми, живыми тембрами.
Но главное в характере Steelhead, на мой взгляд, удивительный музыкальный баланс, создающий гармонию при воспроизведении любого жанра. С этим корректором оживают даже старые, изначально бедные по спектру записи с плоской звуковой сценой. Прекрасный вариант для серьёзного любителя музыки с разносторонними интересами.
МУЗЫКА
- John Coltrane, «Giant Steps». Atlantic Records, 1960
- The Rolling Stones, «Let It Bleed». ABKCO Music and Records, 1969
- Supertramp, «Paris». 2 LP Live. A&M Records, 1980
- В.А.Моцарт, «Симфонии. №26 — 31, №38». Берлинский филармонический оркестр, дир. Карл. Бойм. Deutsche Grammophon, 1960
- Stan Getz, «Jazz Classics». Prestige Records, 1959
Manley Labs Steelhead RC
Производитель: Manley Laboratories, Inc. (США)
Официальный интерент магазин MMS-Store: mms-store.ru/catalog/manley-steelhead-rc
- Частотная характеристика: RIAA ±1 дБ (10 Гц — 100 кГц
- Отношение сигнал/шум ММ/МС: -86/-84 дБ (фикс. выход)
- Коэффициент нелинейных искажений + шум: 0.0042% при выходе 1 В на 1 кГц
- Усиление на 1 кГц: 50, 55, 60, 65 дБ
- Входное сопротивление аттенюатор/MC трансформатор: 25, 50, 100, 200, 47000 Ом/25, 50, 100, 200, 400 Ом
- Входная ёмкость MM/MC: 10 — 1100 пФ с шагом 10 пФ
- Динамический диапазон: 101 дБ @ 1 кГц, 1% THD
- Максимальное входное напряжение ММ/МС (1 кГц, 1,5 %): 50/39 мВ
- Максимальное выходное напряжение: +27 дБм @ 1KHz, 3% THD, нагрузка 100 кОм
- Выходное сопротивление фикс/рег.: 150/75 Ом
- Входы: 3 х RCA Phono, RCA Line
- Выходы: RCA Fixed, 2 x RCA Var
- Питание: 220/240 В
- Потребляемая мощность: 100 ВА
- Отделка: чёрная, синяя
- Масса нетто корректор/БП: 6,8/8,2 кг
- Габариты корректора: 430 х 83 х 280 мм
- Цена: 1 525 990 руб.
Редакция благодарит салон « Нота+ » за помощь в проведении теста